Урок русского языка, 6 класс № 117
Тема: Глагол. Повторение изученного.
Цель: систематизация и обобщение знаний по глаголу.
Задачи:
- актуализировать имеющиеся знания о глаголе как части речи, развить представление о его грамматическом значении; повторить морфологические и синтаксические признаки глагола;
- способствовать развитию навыков обобщения, сравнения, самостоятельной работы;
- создавать условия для воспитания ответственного отношения к поставленным на уроке задачам.
Технологическая карта урока
Этапы
урока
|
Содержание учебной деятельности
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.
|
Мотивация к учебной деятельности
|
Приветствует, проверяет готовность к уроку.
|
Настраиваются на работу на уроке.
|
2.
|
Актуализация знаний.
Блиц-опрос. Глагол.
1) Какая часть речи изменяется по лицам: имя прилагательное, имя числительное, глагол?
2) Какие слова изменяются по числам: глагол в неопределенной форме, наречие, глагол в изъявительном наклонении?
3) Что называется спряжением глагола: изменение глагола по числам, изменение глагола по лицам и числам, изменение глагола по родам и числам.
4) Сколько спряжений у глагола: одно, два, три?
- Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени: изъявительное, условное, повелительное?
|
Организует блиц-опрос учащихся.
|
Быстро отвечают на вопросы учителя.
|
3.
|
Формулирование темы, цели урока.
- Мы заканчиваем изучение глагола как части речи, завтра пишем диктант. следовательно, чем мы должны заняться на уроке.
- Сформулируйте тему, поставьте перед собой задачи.
|
Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока.
|
Формулируют тему урока, ставят перед собой задачи.
|
4.
|
Обобщение и систематизация знаний.
- Спишите предложения, напишите правильно безударные личные окончания глагола, выделите их (работают самостоятельно)
Труд человека корм..т, а лень порт..т. Человек от лени боле..т, а от труда здорове..т. Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Словами, что листьями стел..шь, а стеблем в глаза кол..шь. Днём раньше посе..шь – неделей раньше пожнёшь. Хмурыми осенними днями не только не вид..шь, но и не чувству..шь солнца. Что было, то видим, что буд..т, то увид..м.
- Прочитайте пословицы вслух. В них речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении человека. Во всех пословицах есть одинаковая орфограмм. Какая?
Устно прокомментируйте, как надо писать слова с частицей «не».
Без пословицы (не) проживёшь.
В чужом доме (не) указывают.
(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
Лодырю всегда (не)здоровится.
- На какое правило даны словосочетания? Запишите их верно в тетрадь.
Мальчик одевает..ся, друзья обнимают..ся, крапива жжет..ся, корова бодает..ся, видет..ся с братом, надо чаще улыбат..ся, смеят..ся над собой, девочка учит..ся.
- Орфографическая работа.
Причудл..вый, затейл..вый, пугл..вый, хвастл..вый; волшебн..ца, земл..ца; ж..лтый, ч..рный, ж..сткий, ч..рствый; ра (с,сс) т..лает, заг..релась, прик..снулся; ра (з,с) дать, ра(з,с) веять, бе(з,с) конечность, бе (з,с) цельный; осен..ий, туман..ый, бе..сердечный; рас..таваться; пламен..м, семен..м, вымен..м, времен..м.
Физминутка
- Пунктуационная разминка. Объясните постановку знаков препинания.
Судьба изобретателя — это судьба его изобретений.
Великая радость — работа, в полях, за станком, за столом!
К концу дня дождь перестал, и ветер начал заметно стихать.
- нас гулко жужжали шмели и пчёлы, или трещали кузнечики.
В ее доме всегда было уютно, красиво, светло и сытно.
«Что-то похолодало, может, неподалеку град прошел», - подумал Петр.
Я тебе приказываю: «Оставь брата в покое, пусть сам разбирается со своей жизнью». «Вот так всегда», - тяжело вздохнула бабушка.
- Запишите в тетрадь предложение, выполните синтаксический разбор (работают самостоятельно).
Мужчина с удивлением смотрел3 на сухие корки, ржавые гвозди, обрывки каких-то бумаг4.
- Выполните морфологический разбор глагола.
|
Организует работу учеников.
|
Работают самостоятельно.
Работают коллективно, цепочкой.
Работают самостоятельно.
Работают коллективно, цепочкой.
Работают коллективно, цепочкой.
Работают самостоятельно
|
5.
|
Итог урока. Рефлексия.
- А теперь подведём итоги нашего урока.
Урок:
-взволновал…..
-заставил задуматься…….
-навёл меня на размышления……….
|
Организует итог урока, рефлексию.
|
Оценивают свою деятельность на уроке.
|
6.
|
Домашнее задание: задание по карточке.
|
|
Записывают домашнее задание.
|
Дидактические материалы по русскому языку для 6 класса
по теме: «Глагол. Повторение изученного»
- Спишите предложения, напишите правильно безударные личные окончания глагола, выделите их (работают самостоятельно)
Труд человека корм..т, а лень порт..т. Человек от лени боле..т, а от труда здорове..т. Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Словами, что листьями стел..шь, а стеблем в глаза кол..шь. Днём раньше посе..шь – неделей раньше пожнёшь. Хмурыми осенними днями не только не вид..шь, но и не чувству..шь солнца. Что было, то видим, что буд..т, то увид..м.
- Прочитайте пословицы вслух. В них речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении человека. Во всех пословицах есть одинаковая орфограмм. Какая?
Устно прокомментируйте, как надо писать слова с частицей «не».
Без пословицы (не) проживёшь.
В чужом доме (не) указывают.
(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
Лодырю всегда (не)здоровится.
- На какое правило даны словосочетания? Запишите их верно в тетрадь.
Мальчик одевает..ся, друзья обнимают..ся, крапива жжет..ся, корова бодает..ся, видет..ся с братом, надо чаще улыбат..ся, смеят..ся над собой, девочка учит..ся.
- Орфографическая работа.
Причудл..вый, затейл..вый, пугл..вый, хвастл..вый; волшебн..ца, земл..ца; ж..лтый, ч..рный, ж..сткий, ч..рствый; ра (с,сс) т..лает, заг..релась, прик..снулся; ра (з,с) дать, ра(з,с) веять, бе(з,с) кончность, бе (з,с) цельный; осен..ий, туман..ый, бе..сердечный; рас..таваться; пламен..м, семен..м, вымен..м, времен..м.
- Пунктуационная разминка. Объясните постановку знаков препинания.
Судьба изобретателя — это судьба его изобретений.
Великая радость — работа, в полях, за станком, за столом!
К концу дня дождь перестал, и ветер начал заметно стихать.
Отовсюду доносились веселые голоса, радостные песни, шутки.
В ее доме всегда было уютно, красиво, светло и сытно.
«Что-то похолодало, может, неподалеку град прошел», - подумал Петр.
Я тебе приказываю: «Оставь брата в покое, пусть сам разбирается со своей жизнью». «Вот так всегда», - тяжело вздохнула бабушка.
- Запишите в тетрадь предложение, выполните синтаксический разбор (работают самостоятельно).
Мужчина с удивлением смотрел3 на сухие корки, ржавые гвозди, обрывки каких-то бумаг4.
- Выполните морфологический разбор глагола.
|